Актион Бухгалтерия
Тема: Налоги, взносы и отчетность

Как рассчитать НДС в нестандартных ситуациях и не завысить вычеты

Практикуемся считать НДС при реализации товаров

Как вы знаете, при реализации товаров продавец обязан начислить НДС в день отгрузки (передачи) товаров либо в день их оплаты — в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше. На этом уроке мы вспомним правила, как начислять НДС при реализации товаров, и разберем нестандартные ситуации расчета налога.

Татьяна Новикова Руководитель аудиторской консалтинговой группы «ТЕРРАФИНАНС»

Чтобы правильно рассчитать налог, определите место реализации и налоговую базу.

Как определить место реализации

НДС начисляйте, только если товары реализовали в России. Россия будет местом реализации при одном из условий:

  • товар находится в России и при реализации не перемещается;
  • в момент отгрузки товар находится в России либо на территориях под ее юрисдикцией.

Момент отгрузки товаров устанавливайте по дате, указанной в первом отгрузочном документе, который подтверждает передачу товара покупателю. Например, по дате товарной накладной. 

Пример 1. Как определить место реализации

ООО «Альфа» имеет в собственности здание склада на территории России. Компания реализует здание ООО «Бета». Товар находится в России и при реализации не перемещается. Местом реализации здания будет Россия. 
С выручки от продажи здания ООО «Альфа» заплатит НДС.

Давайте потренируемся определять место реализации товара в нестандартных ситуациях. Выберите, является ли Россия местом реализации товаров.

Для двух категорий товаров определяйте место реализации с учетом особых условий. Смотрите их в памятке.

Когда посчитать НДС

Как вы знаете, продавец начисляет НДС на дату отгрузки или передачи товаров. Когда он получает предоплату, считает налог также на день полной или частичной оплаты в счет предстоящих поставок. Сумму НДС с аванса продавец может принять к вычету в момент отгрузки. 

Напомним, что есть ситуации, когда продавец не платит НДС с предоплаты. Это случаи, когда получили аванс в счет поставки товаров:

  • не облагаемых НДС или облагаемых по ставке 0 процентов (п. 1 ст. 154 НК);
  • местом реализации которых территория России не признается;
  • с длительным производственным циклом (более 6 месяцев) из перечня Правительства (постановление от 28.07.2006 № 468).

Также вспомним, какие ставки применять при расчете НДС. Есть два типа ставок — прямые и расчетные. Напомним, что с 1 января 2026 года применять нужно ставку 22 процента и расчетную ставка 22/122 процента, 18,03 процента.

 

Прямые ставки

22 процентов. Применяйте эту ставку с реализации тех товаров, работ и услуг, в отношении которых не применяете льготные ставки.

10 процентов. По льготной ставке платите налог с продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книг, связанных с образованием, наукой и культурой, с медицинских товаров.

Льготную ставку применяйте лишь к тем товарам, которые есть в перечнях, утв. постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908, от 23.01.2003 № 41, от 15.09.2008 № 688.

Попрактикуйтесь определять ставку НДС при реализации различных товаров. Разнесите реализацию по ставкам.

Когда применяете ставку 10 процентов, будьте готовы подтвердить право на это документами (п. 2 ст. 164 НК). 

Может ли ИФНС требовать от компании документы, чтобы подтвердить ставку НДС 10 процентов?

Камеральная проверка. Пониженная ставка — это не льгота, истребовать документы инспекция не вправе (пункт 14 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33, письмо Минфина от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).

Выездная проверка. Налоговая инспекция вправе запросить у компании любые документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов. В том числе документы, на основании которых компания применила ставку НДС 10 процентов (абзац 1 пункт 12 статьи 89 НК).

Вспомните с помощью тренажера, какие документы могут подтверждать льготную ставку НДС.

0 процентов. Эту ставку НДС используют при экспорте товаров, а также в других ситуациях из пункта 1 статьи 164 НК.

Попрактикуйтесь в различных ситуациях применять ставку 0 процентов. Выберите верный вариант в тесте.

Расчетные ставки

Напомним, расчетная ставка НДС – отношение основной ставки и налоговой базы, увеличенной на эту же ставку (п. 4 ст. 164 НК). Расчетные ставки применяйте, если налоговую базу определяют как стоимость товаров, работ, услуг или имущественных прав с учетом НДС.

10/110 или 22/122. Эти расчетные ставки применяйте в ситуациях из п. 4 ст. 164 НК. Например, компания получила аванс или реализует имущество, в стоимости которого учтен входной НДС. 

18,03 процентов. Ставку применяйте при продаже предприятия в целом как имущественного комплекса, реализации на территории РФ электронных услуг или товаров из ЕАЭС через электронные торговые площадки физлицам без статуса ИП (ст. 158, 174.2, 174.3 НК).

Теперь разберем нестандартную ситуацию. Компания реализует здание и земельный участок, и продавец не выделил стоимость каждого объекта в договоре. Продажа земли освобождена от НДС, а при реализации здания надо платить налог. Подумайте, по какой ставке и как посчитаете НДС? Затем жмите смотреть ответ и проверяйте свой вариант.

Теперь давайте разберем эту нестандартную ситуацию на цифрах. Посчитайте самостоятельно НДС по зданию и земельному участку, когда продавец не выделил цену каждого объекта в договоре.

Расчет НДС при УСН

Если в вашей группе компаний есть организация на УСН, то проверьте, при каких условиях она платит НДС. Компания платит налог, если доходы на УСН за предыдущий год или доход нарастающим итогом в текущем году превышает 20 млн руб. Ниже в таблице посмотрите, какие ставки можно выбрать.

Ставка НДС

Доход за предыдущий год, руб.

Ставка НДС

При реализации на внутреннем рынке

При экспорте

В качестве налогового агента

При импорте

Не более 20 млн

Освобождение

—

22/122 (10/110)

22 (10)%

7/107 (5/105) или 7 (5)%, если приобретаете вторсырье у упрощенца с пониженной ставкой НДС

22 (10)%

Свыше 20 млн до 250 млн включительно

5, 7 или 22 (10)%

 

 

0%

22/122 (10/110)

22 (10)%

7/107 (5/105) или 7 (5)%, если приобретаете вторсырье у упрощенца с пониженной ставкой НДС

22 (10)%

Свыше 250 млн до 450 млн включительно

7 или 22 (10)%

Ставка НДС применяется ко всем налогооблагаемым операциям. Не применяйте разные ставки в зависимости от того, кто является покупателем (п. 7 ст. 164 НК, п. 7 Методических рекомендаций ФНС из письма от 17.10.2024 № СД-4-3/11815@).

Вне зависимости от размера доходов компании на УСН перечисляют НДС при импорте товаров и в качестве налогового агента (ст. 161, подп. 1 п. 5 ст. 173, п. 1 ст. 174.1, п. 3 ст. 346.11 НК).

Подключите беспроцентную рассрочку на три месяца и начинайте учиться сразу после первого платежа

Оставляя заявку, вы соглашаететсь на обработку персональных данных

Спасибо за заявку!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время