Платим взносы
Изучаем изменения по взносам для компаний и ИП
В этом курсе вы освоите новшества по взносам в 2026 году, научитесь оплачивать особые расходы компании или ИП за счет СФР и отработаете сложные ситуации, чтобы налоговики не выставили доначислений и штрафов по страховым платежам. Все уроки курса мы снабдили тематическими иллюстрациями, которые помогут вам закрепить изученное в памяти. Итак, давайте начнем с изменений.
Выясняем, что изменилось по взносам в 2026 году
Главных изменений по взносам в 2026-м вышло семь. Сейчас про все расскажем, но для начала приглашаем сыграть в «Угадайку». Посмотрите на картинки в карусели и попробуйте догадаться, что именно произошло. Во-первых, немного поднимете настроение. А во-вторых, лучше запомните, потому что юмор в учебе крайне важен — облегчает восприятие сложной информации и способствует лучшему усвоению материала.
Чтобы развернуть окно с иллюстрациями на весь экран, нажмите на две стрелки справа внизу. Выйдете из полноэкранного режима кликом по Esc.
Ну как, сколько изменений отгадали? 😊 Даже если все семь, все равно изучите конспект, чтобы не пропустить важные детали перемен.
Изменение 1. Перестаем подтверждать вид деятельности для СФР
Кого коснется. Бухгалтеров ИП и компаний, кроме обособок с расчетными счетами и сотрудниками.
Что изменилось. Станет меньше бумажной волокиты. В 2025-м вы в последний раз подтверждали вид основной деятельности в СФР для взносов на травматизм. В 2026-м информация о том, чем занимается бизнес, сама «приедет» в фонд по цепочке, которую показали на рисунке.
Рисунок 1. Как СФР узнает ваш основной вид деятельности в 2026 году
Подтверждать вид деятельности в СФР будете по старому порядку, если работаете в обособленном подразделении со счетом в банке, с которого в том числе выплачивается зарплата сотрудникам (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона от 28.12.2024 № 529-ФЗ).
Итак, чтобы СФР назначил вам правильный тариф по травматизму, вовремя подавайте корректные отчеты по ОКВЭД в Росстат. Если вы пока их не сдаете, приготовьтесь к тому, что скоро будете. Организации начнут подавать такие сведения не позднее 01.04.2027, предприниматели — не позже 01.04.2028 (п. 2 и 4 ст. 3 Закона от 28.12.2024 № 529-ФЗ).
Есть еще три случая, когда вам придется контактировать с Росстатом, чтобы ваши ОКВЭД с долями по ним были правильными (п. 3 и 5 ст. 3 Закона от 28.12.2024 № 529-ФЗ). Не позднее 1 апреля следующего года известите Росстат:
- если компания или ИП сменит основной вид деятельности;
- доля любого бизнеса компании или ИП, поменяется больше чем на 20 процентов;
- прошло пять лет с последней подачи статданных.
Изменение 2. Прощаемся со льготным тарифом для МСП
Кого коснется. Бухгалтеров из МСП, которые в 2025 году считали взносы за сотрудников по льготным тарифам.
Что изменилось. Чиновники отменили льготный 15-процентный тариф по взносам с зарплат свыше полутора МРОТ. Оставили его только для 54 приоритетных видов деятельности — к примеру, для производства продуктов питания, одежды, растениеводства с животноводством, образования. Полный перечень смотрите в распоряжении Правительства РФ от 27.12.2025 № 4125-р.
Напомним: чтобы платить взносы по пониженному тарифу, компания должна находиться в реестре МСП, льготный вид деятельности должен быть в ЕГРЮЛ, а доходы от него составлять минимум 70 процентов (п. 13.3 ст. 427 НК).
Предостережем от возможной путаницы со ставками по взносам. Дело в том, что виды деятельности из нового перечня частично пересекаются с обрабатывающими производствами со ставкой взносов 7,6 процента с выплат сверх 1,5 МРОТ (распоряжение Правительства от 11.12.2024 № 3689-р). Например, среди льготников есть производства одежды (код 14.1) и меховых изделий (код 14.2). А в новый список включили весь код 14 — производство одежды. Это значит, что с кодами 14.1 и 14.2 можно применять тариф взносов 7,6 процента, а с кодом 14.3 — только 15 процентов. Если компания попала в оба льготных перечня, можно выбрать, по какому тарифу платить. В данном случае наиболее низкий тариф — это не обязанность, как подтвердили в ФНС.
Чтобы вы не запутались с тем, какой тариф по взносам будем вашим, держите сервис-подсказку. Выбирайте в нем ставку, которую применяли в 2025 году, и читайте решение для своих компании или ИП на 2026-й.
Итак, проверьте, есть ли ваш ОКВЭД в правительственном списке. Если нет — прощайтесь с льготным тарифом. А еще вместе с директором продумайте, как будете действовать, чтобы из-за выросших взносов бизнес не скатился в убытки.
Мы тоже озаботились способами легальной экономии на взносах и предлагаем три варианта на карточках в карусели. Присмотрите для себя подходящий.
А вот еще одна порция карточек. На них обобщили, что меняется в правилах для пониженных тарифов с 2026-го у МСП, а еще подсветили новшества для айтишных компаний и производителей радиоэлектроники.
Изменение 3. Платим больше взносов за сотрудников из-за нового МРОТ
Кого коснется. Бухгалтеров из МСП, для которых сохранят льготную ставку по взносам на 2026 год.
Что изменилось. С 01.01.2026 года МРОТ вырос до 27 093 руб. Бизнес, которому сохранят льготный тариф по взносам, станет платить их больше. Напомним, почему это так. Для выплат работникам до 1,5 МРОТ считают взносы по ставке 30 процентов, а свыше — по 15 или 7,6 процентов (п. 2.4, 2.5 и 13.2 ст. 427 НК). Вот вам табличка, чтобы сравнить зарплатные границы для ставок в прошлом году и текущем.
Таблица 1. Как стыкуются МРОТ и тарифы по взносам
Изменение 4. Платим взносы даже за «бесплатного» директора
Кого коснется. Бухгалтеров коммерческих компаний, где зарплата директора ниже МРОТ.
Что изменилось. Если директор получает ежемесячную зарплату меньше 27 093 руб., с 2026-го начисляйте взносы за такого начальника исходя из МРОТ. Новые правила касаются и тех случаев, когда зарплата на директорской ставке равна минималке, но директор оформлен, к примеру, на 0,25. Или когда директор вообще не отработал даже часа в месяц.
Платить директорские взносы из МРОТ будете за весь срок с момента назначения до снятия с должности. Причем больничные, отпуска или командировки из расчета не исключайте. А вот если директора назначили не с начала месяца, пересчитайте МРОТ пропорционально календарным дням, которые приходятся на отработанное время. Взносы начислите только на эту сумму.
Если директор находится на СВО по мобилизации, контракту или в добровольческом формировании, он в это время не выполняет обязанности и не управляет организацией. Поэтому взносы из МРОТ за него платить не надо (письмо ФНС от 29.12.2025 № БС-4-11/11758@).
Новшество со взносами за руководителя тянет за собой массу вопросов. Мы уже насобирали их целый ворох от наших студентов. Пока официальных разъяснений нет, но инсайдеры из ФНС по знакомству дали ответы. Интересного, а еще и печального взаправду много. К примеру, директорские взносы придется платить, даже если компания не ведет деятельность и на счете у нее 0 рублей или если руководитель отчалил на полгода в отпуск без сохранения зарплаты.
Подготовили для вас 14 карточек-перевертышей с вопросами от коллег и ответами от налоговиков. Сначала прочитайте, что спрашивает бухгалтер, и подумайте, как бы поступили в его ситуации. Затем нажимайте на кнопку «Перевернуть» и сверяйтесь с тем, что советуют инспекторы. Если ваша точка зрения такая же, как у чиновников, кликайте на галочку. Если мыслите иначе — на крестик, ибо не угадали. 😊 Обязательно пройдите интерактив до конца, ведь наверняка там будут ответы и на ваши рабочие вопросы.
Еще один частый вопрос от коллег завязан на 1С-ку. Бухгалтеры спрашивают, как технически реализовать начисление директорских взносов с МРОТ, если зарплата начальника нулевая или составляет всего пару-тройку тысяч рублей. Наш преподаватель, а по совместительству сертифицированный специалист 1С Алексей Константинов записал видеоответ на примере 1С:ЗУП 3.1. В 1С:Бухгалтерия 3.0 действуйте по аналогии — для корректного начисления взносов создавайте документ «Регистрация облагаемой базы руководителя».
Изменение 5. Встречаем новый лимит по взносам на 2026 год
Кого коснется. Бухгалтеров из компаний с высокими зарплатами.
Что изменилось. Лимит по взносам на 2026 год составил 2,979 млн руб. По сравнению с 2025-м он увеличился на 220 тыс. руб.
Напомним, что в пределах лимита компании платят взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование по тарифу 30 процентов, а сверх лимита — по тарифу 15,1 процента (п. 3 ст. 425 НК).
Новшество с лимитом коснется только работодателей с высокими зарплатами. Ведь чтобы тариф 15,1 процента можно было применить, сотруднику с начала года должно «накапать» почти 3 млн руб. от работодателя. Значит, ежемесячная зарплата работника в 2026 году должна быть в среднем не меньше 248,25 тыс. руб. (2 979 000 руб. : 12 мес.).
Изменение 6. Сдаем уведомления по взносам заранее, если хотим
Кого коснется. Бухгалтеров компаний и ИП, которые платят взносы за сотрудников.
Что изменилось. С 2026-го сможете подавать уведомления по взносам досрочно до конца года. Если сумму не занизите, повторно сдавать уведомления за тот же месяц не придется. Так отвяжете свой рабочий режим от сроков сдачи уведомлений и, к примеру, поедете в отпуск в конце месяца.
Чиновники разрешат подать одно уведомление на несколько месяцев и даже на год вперед. Например, сможете в январе представить уведомление по взносам до 31 декабря, но с помесячной разбивкой суммы. Заметьте, что заранее платить взносы при досрочных уведомлениях не придется. Пополняйте ЕНС так, как делаете это обычно.
Досрочные уведомления — это хорошая обновка в НК для бухгалтеров компаний, где ежемесячная зарплата сотрудников примерно одна и та же по сумме. Но вряд ли это классное решение для бизнеса с постоянной текучкой персонала или частыми внеплановыми отпусками работников. Чтобы оценить, подойдут ли вам уведомления раньше срока, сравните две карточки ниже. Отыщите ту, которая про вашу организацию.
Про досрочные уведомления по взносам вы уже знаете из первой темы Аттестации. Но на всякий случай решили напомнить. 😊
Изменение 7. Запоминаем, сколько взносов платить за ИП
Кого коснется. Бухгалтеров, которые ведут учет у ИП.
Что изменилось. С 2026-го ИП платят больше фиксированных взносов, а еще подрос предел для допвзносов с дохода свыше 300 тыс. руб. Это ежегодное изменение, поэтому им не удивить. Смотрите в таблице, сколько заплатите за предпринимателя. Для сравнения показали абсолютный прирост к цифрам из 2025-го (ст. 430 НК).
Таблица 2. Сколько обязательных взносов заплатит ИП
Закрепляем правила для взносов-2026
А теперь проверьте себя в пяти тестовых заданиях. В них — мини-кейсы, которые подсветят, все ли новшества по взносам запомнились. Очень советуем не игнорировать тесты, ведь такие же вопросы выдадим вам в промежуточном и итоговом тестировании по программе Аттестации. Значит, сейчас есть отличная возможность подглядеть, что спросим.
На этом с изменениями по взносам завершаем и зовем в следующий урок про кешбэк от СФР. Слышали про такое? Если нет, самое время разобраться, как не только платить взносы на травматизм в Социальный фонд, но и получать деньги от него.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время